Семья и семейные ценности

Основой социального и экономического развития общества является духовно-нравственное богатство личности. В достижении цели воспитания должны участвовать различные «воспитательные силы» общества, которые представляют собой все богатство современного социума. Первейшие навыки социального взаимодействия, знания и представления о социальном мире формирует семья, представляющая собой первую модель мира в сознании человека.
Учитывая специфику семьи как института воспитания, следует определять успешность педагогического (воспитательного) процесса на любом его участке, – это закономерности и условия эффективного воспитания, среди них:
– личностная ориентация, гуманистичность, практическая направленность;
– учет индивидуальных особенностей, целостность процесса, единство содержания и формы, сочетание разнообразных видов деятельности;
– разумное соотношение поощрения и наказания, обогащение личного социально-нравственного опыта ребенка, а также формирование ценностей семьи.
Обратимся к содержанию понятия «ценность». Ценность представляет собой важность, значимость, пользу, полезность чего-либо. Внешне ценность выступает как свойство предмета или явления. Однако значимость и полезность присущи им не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, они являются субъективными оценками конкретных свойств, которые вовлечены в сферу общественного бытия человека, человек в них заинтересован или испытывает потребность.
Согласно Ж.Т. Тощенко, ценности «придают жизненный смысл устремлениям людей, групп, общностей и т.д., способствуют интеграции общества и указывают на предпочтение тех или иных альтернатив при решении актуальных общественных проблем» [9, с. 103].
Аналогом философского понятия ценностей в социологической литературе стали ценностные ориентации, которые:
– представляют собой высшую форму проявления установок, способны демонстрировать социально обусловленное избирательное отношение к идеалам [5, с. 49];
– являются важнейшими элементами внутренней структуры личности человека и формируются с жизненным опытом индивида, утверждаясь в сознании человека, ограничивают самое значимое и существенное, что помогает обеспечить некоторую устойчивость взглядов и принять какой-либо тип поведения, деятельности, а также распределить по степени важности свои потребности и интересы;
– отражают в сознании человека ценности, признаваемые им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров [1, с. 23].
В сознании общества семейные ценности (материнство и детство, ценность семьи, положительный образ семьи и т.д.) представляют одну из наиболее значимых общечеловеческих ценностей, что обусловлено самой человеческой сущностью – способностью думать о продолжении рода и своём будущем.
Среди ценностей, созданных человечеством за десятки тысяч лет, семья является одной из важнейших. Процесс формирования указанной категории ценностей является чрезвычайно актуальным и значимым.
В современном обществе основными общечеловеческими ценностями являются семья, здоровье, образование, работа. Семья, являясь для ребенка первым проводником социального влияния, вводит его во все многообразие ролевого поведения, родственных отношений, домашнего быта, вызывая те или иные чувства, действия, способы поведения, воздействуя на формирование привычек, черт характера, психических свойств. Этим «багажом» ребенок пользуется не только в настоящей жизни: многое из усвоенного в детстве определит его качества будущего семьянина. В связи с этим можно говорить о взаимозависимости «качества» семьи (ее состава, ценностных ориентации, нравственных устоев, уклада, характера детско-родительских отношений, психологического климата, и т.д.) и ее возможностей в решении задачи воспитании ребенка как будущего семьянина. Говоря о формировании семейных ценностей, надо начинать работу с корректировки родительских установок. Ведь именно у родителей ребенок учится проявлять свои чувства, свои привязанности. В семье он видит образцы поведения, когда родные поддерживают друг друга в трудной ситуации, делятся душевным теплом и лаской. 
Мы предлагаем рекламно-информационные материалы, которые помогут осмыслить роль семьи в воспитании детей.
 
Видеоролик "Матрешки" https://cloud.mail.ru/public/45Ka/Krr7fcCoR
Видеоролик "Ваза" https://cloud.mail.ru/public/44o3/FyoK6QQuc
Видеоролик "Угол" https://cloud.mail.ru/public/5GEK/23NNFmrmv

 

Как вы думаете, что лежит в основе каждой семьи? Что делает семью крепкой и сильной, способной выдержать любые испытания? Почему некоторые семьи счастливые и дружные, а некоторые неблагополучные? На самом деле на все эти вопросы ответ один — кто-то умеет строить крепкую семью, а кто-то нет.
 
Что такое семья
На чем же должна строиться семья? Может быть, на доверии и любви? А может, на взаимоуважении и взаимопонимании? Конечно же, все это составляющие крепкого фундамента для семьи, словом семейные ценности. То есть семейные ценности — это то, что нельзя купить ни за какие деньги, получить по наследству или украсть. Семейные ценности можно обрести и пронести их через всю жизнь всем вместе. Конечно, в рамках одной статьи рассказать обо всех этапах становления семьи сложно. Поэтому поговорим о том, каким образом можно привнести семейные ценности, такие, например, как семейные традиции
 
О семейных традициях
Какими же могут быть семейные традиции? Как можно интересно проводить семейное время, забывая о буднях, работе и проблемах? Например, отличный вариант — ежегодная поездка всей семьей к морю или за город на пикник. Во время таких поездок семья еще больше сближается, улаживая внутренние конфликты.
Любители ярких вечеринок и веселья могут придумать какой-то свой определенный сценарий празднования семейных праздников, придерживаясь его из года в год — тоже отличная семейная традиция. Или, например, воскресные совместные просмотры фильмов не в кинотеатре, а именно дома. Помните, как раньше, когда не было компьютеров и планшетов вся семья собиралась у телевизора и смотрела фильм, обсуждая героев, делясь впечатлениями от увиденного. Это очень объединяет.
Довольно таки интересный вариант создание семейного фонда для сбора денег на отпуск в какой-нибудь интересной точке мира. Так, например, с каждой зарплаты родители обязательно должны будут пополнять кассу фонда взносами, а дети, то же самое должны будут делать, получая недельные карманные деньги. В итоге к началу отпуска не только будет накоплена сумма на незабываемое путешествие, но и еще и все члены семьи между собой сблизятся, ощущая причастность друг друга к такому важному делу.
Это неполный перечень традиций, которые помогут вам обрести свои семейные ценности, его можно дополнять, с ним можно экспериментировать, главное, чтобы ваша семья пополнила собой ряды крепких и счастливых семей!
 
Генеральная Ассамблея провозглашает настоящую Декларацию о правах ребёнка с целью обеспечить счастливое детство и пользование на их собственное благо общества правами и свободами, которые здесь предусмотрены, и призывает родителей, <…> чтобы они признали и старались соблюдать эти права…
 
Принцип 1. Ребёнку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося ребёнка или его семьи.
Принцип 2. Ребёнку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволили бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребёнка.
Принцип 3. Ребёнку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.
Принцип 4. Ребёнок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие. С этой целью специальный уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовой и послеродовой уход. Ребёнку должно принадлежать право на надлежащее питание, жилище и медицинское обслуживание.
Принцип 5. Ребёнку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальный режим, образование и забота, необходимые  ввиду его особого развития.
Принцип 6. Ребёнок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности. Малолетний ребёнок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и в органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.
Принцип 7. Ребёнок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере, на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое соответствовало бы его общему культурному развитию, и благодаря которому он мог бы на основе равенства возможностей развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.
Наилучшее обеспечение интересов ребёнка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение, эта ответственность лежит, прежде всего, на родителях.
Ребёнку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием. Общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.
Принцип 8. Ребёнок должен быть защищён от всех форм небрежного отношения, жестокости, эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли, ни в какой форме.
Принцип 9. Ребёнка не должны принимать на работу до достижения надлежащего возрастного минимума. Ему ни в каком случае не должны поручать или разрешать работу или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.
Принцип 10. Ребёнок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.
 

Дети ждут родителей! Позвольте их мечтам сбыться!

Дети, от которых отказались их родные. Эту фразу сложно осознать, ее невозможно понять. Она слишком абсурдна, когда речь идет о маленьком доверчивом человеке. И тем не менее, это обыденность, это то, что происходит каждый день, в каждом городе нашей большой страны.

Самое главное наше желание – помочь обрести семью каждому оставленному малышу.
Фото и видео детей-сирот
 
Рекламно-информационные материалы, которые помогут осмыслить роль семьи в воспитании детей:
Видеоролик "Диалоги" https://cloud.mail.ru/public/85hi/E5hxwG1vj
Видеоролик "Пункт приема детских страхов" https://cloud.mail.ru/public/6Kvm/G3vnuAsqd 
 
Сканируйте QR-код
чтобы открыть эту страницу на мобильном устройстве